Инклюзивное образование
Категории инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи
Основные категории инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи
С учетом имеющихся нарушений функций организма, лиц с инвалидностью можно объединить в группы:
- лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- лица с нарушениями зрения;
- лица с нарушением слуха;
- лица с ограничениями в общении и контроле за своим поведением;
- лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями;
- лица с тяжелыми нарушениями речи.
Лица с двигательными нарушениями – лица, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата и (или) нервной системы, сопровождающиеся нарушениями статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений и др.) и передвигающиеся с использованием кресла-коляски, с помощью специальных приспособлений для ходьбы (костыли, трости различной сложности), а также без использования ассистивных устройств и приспособлений;
Лица с нарушениями зрения относятся к лицам с сенсорными нарушениями. К этой категории граждан относятся лица, имеющие различные сочетания сенсорных нарушений: полное нарушение зрения (абсолютная или практическая слепота), передвигающиеся преимущественно с помощью трости, собаки-поводыря, человека-поводыря или ассистента; частичное нарушение зрения (слабовидение), передвигающиеся и ориентирующиеся, как правило, самостоятельно;
Лица с нарушением слуха относятся к лицам с сенсорными нарушениями. К этой категории граждан относятся также лица, имеющие различные сочетания сенсорных нарушений: полное отсутствие слуха с нарушением речи, частичное нарушение слуха, сохранившие речь в той или иной степени; различные сочетания сенсорных нарушений и речевых нарушений;
Лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями – это лица, имеющие нарушения интеллекта, высших психических процессов (мышления, памяти, восприятия, внимания), испытывающие трудности в ориентации на объекте, выражении своих потребностей, вербальной коммуникации, понимании больших объемов информации, включая условия и порядок предоставления услуг;
Лица с тяжелыми нарушениями речи – это лица, имеющие нарушения письменной и устной речи, проявляющиеся в распаде уже сложившейся как письменной, так и устной речи, расстройствах голосообразования, артикуляции, звукопроизношения, темпа и плавности речи, лексических и грамматических нарушениях, трудностях построения связного высказывания, недостаточности фонематического восприятия, специфических дефектах письма и чтения.
Лица с ограничениями в общении и контроле за своим поведением – это лица с расстройствами аутистического спектра.
Этические нормы и правила при общении с людьми с инвалидностью
При взаимодействии с инвалидами должны соблюдаться общепризнанные нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладание индивидуального подхода к человеку.
При разговоре с инвалидом обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре.
При знакомстве с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
При встрече с человеком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если общая беседа в группе, не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются.
В случае предложения помощи необходимо ожидать пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать.
К ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству; говорить с человеком с инвалидностью нужно обычным голосом и языком (только в случае общения со слабослышащим, можно увеличить громкость, а с инвалидом с нарушениями умственного развития – перейти на общение на ясном языке). Обращаться к ним по имени и на «ты», только в случае знакомства.
При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно. Необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.
Избегать конфликтных ситуаций. Внимательно слушать человека с инвалидностью и стараться слышать его. Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия. Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.
О создании доступной среды
О создании доступной среды
На основании части третьей статьи 35 Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. N 183-З "О правах инвалидов и их социальной интеграции" Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Правила обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности (прилагаются).
Настоящими Правилами определяются требования к обеспечению доступной среды для инвалидов на объектах социальной, транспортной и производственной инфраструктуры (далее, если не указано иное, - объекты), доступности транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности.
Мир не без добрых людей!
Больно видеть детей-инвалидов, разве за ними есть грех. Это общее горе для всех. Как-то странно, и сердцу боязно, как растенья вянут они. Но не наши ли это дети и не нами они рождены.
Каждый ребенок, приходя на этот свет, не думает: как его примут, как он будет жить. Он как чистый лист. Как распишешь этот лист, так и будет расти ребенок. Некоторые дети рождаются с ограниченными возможностями или приобретают в жизни эти недостатки.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это прежде всего проблема общества. Прежде всего, чтобы ввести инклюзивное образование обсуждение шло десятилетиями. Детей с какими-либо физическими отклонениями нельзя отбрасывать за борт. Порой мы сами взрослые реагируем неадекватно. Это один из социальных и физиологических барьеров. Миссия педагога – ввести в общество инклюзивное образование, дать пример. Невзирая на их недостатки, родителей, мы должны проводить работу. Вовлечь ребенка-инвалида в процесс, чтобы всем было обеспечено образование, включая всех. Родители детей-инвалидов не должны прятать своих детей от общества, дети должны общаться, получать образование. Они такие же дети как ВСЕ!
Дети, видя рядом детей-инвалидов, начинают ценить жизнь, становятся человечными, учатся поддерживать друг друга в трудной ситуации.
У каждого человека есть какие-то недостатки и мы, взрослые, должны разглаживать их, чтобы было комфортнее в этой жизни.Мы не должны оставаться равнодушными.
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюжен, порою странен,
Добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка-
Иногда он нас страшит
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка
Он закрыт от глаз чужих
Мир особого ребенка
Допускает лишь своих!
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на принципы, цели, задачи, приоритетные направления и механизмы развития инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
Настоящая Концепция исходит из понимания инклюзивного образования как такой организации образовательного процесса, при которой все дети, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.), включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.
Концепция исходит из признания исключительной роли образования как социального института в становлении личности, ее социализации, важности инклюзивного образования для формирования инклюзивного общества, в котором особенности каждого его члена рассматриваются как потенциал для развития, как априорная ценность, придающая обществу многообразие и способствующая его совершенствованию.
Международный опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению их индивидуальных потребностей в обучении. Идея расширения образовательного пространства, включения в него всех детей, вне зависимости от их способностей, возможностей, культурного и социального положения, становится все актуальнее. Система образования стремится создать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех обучающихся.
Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все дети могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями.
Для целей Концепции используются следующие основные понятия:
Адаптивная образовательная среда – система условий (архитектурная безбарьерная среда, индивидуальный учебный план, сопровождение (ассистирование), технологии и методы обучения, учебные средства и т.д.) и отношений (инклюзивная культура), создаваемая в учреждении образования, в максимальной степени учитывающая особые образовательные потребности обучающегося.
Группа психолого-педагогического сопровождения инклюзивного класса (группы) – форма взаимодействия специалистов учреждения образования, объединяющихся для определения условий адаптации образовательной среды с учетом особых образовательных потребностей обучающихся (разработка индивидуального учебного плана, определение направлений адаптации содержания учебных программ, консультирования педагогов, родителей и т.д.).
Индивидуальный учебный план – учебно-программный документ, устанавливающий особенности получения образования в учреждениях основного и дополнительного образования обучающимися с особыми образовательными потребностями (в том числе с особенностями психофизического развития) в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование – обучение и воспитание, при котором создаются условия для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся и обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития.
Инклюзивный класс (группа) – класс (группа), в котором обучающиеся, в том числе лица с особенностями психофизического развития, осваивают содержание образовательных программ основного и дополнительного образования в условиях адаптивной образовательной среды и с необходимым для успешного обучения психолого-педагогическим сопровождением.
Лицо с особенностями психофизического развития – лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и (или) препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий.
Лицо с особыми образовательными потребностями – лицо, нуждающееся в создании специальных условий, в том числе адаптивной образовательной среды, при освоении им образовательных программ.
Особые образовательные потребности – необходимость в специальных условиях, методах и дополнительных средствах образования, обусловленная особенностями (физическими, психическими, социальными, лингвистическими и т.д.) обучающегося.
Специальные условия – условия, обеспечивающие создание адаптивной образовательной среды, доступ к информационно-коммуникационным ресурсам, предоставление обучающимся с особыми образовательными потребностями, в том числе лицам с особенностями психофизического развития, педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, а также в случае необходимости – технических средств социальной реабилитации.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В международной практике инклюзивное образование организуется и развивается для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др. Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.
Настоящая Концепция направлена на создание целостной системы инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. Выстраивание модели инклюзивного образования для данной обобщенной категории обучающихся обусловлено следующими факторами:
- значительным разнообразием и вариативностью образовательных потребностей лиц с особенностями психофизического развития;
- продолжительной практикой обучения и воспитания их в учреждениях специального образования, что может быть расценено как сегрегация, институциализация;
- наиболее остро выраженной потребностью в создании адаптивной образовательной среды для них в учреждениях образования;
- обучением значительной части лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам не основного, а специального образования.
Актуальность развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития обусловлена также готовящимся присоединением Республика Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 году, в которой провозглашена обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.
Выстраивание инклюзивного образования для лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь опирается на современное понимание целей и задач образования, актуальные представления об образовательных потребностях лиц с особенностями психофизического развития. Развитие инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь не исключает права выбора ими иных форм организации образовательного процесса и возможности получения образования в системе специального образования, т.е. в учреждениях специального образования, в учреждениях дошкольного и общего среднего образования при осуществлении в них интегрированного обучения и воспитания. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.
Инклюзивное образование лиц с особенностями психофизического развития может осуществляться при получении ими дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых.
Содержание образования лиц с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования основывается на содержании основного и дополнительного образования (а не специального, в отличие от интегрированного обучения и воспитания), при этом учитываются особые образовательные потребности обучающихся, осуществляется коррекционная работа, оказывается коррекционно-педагогическая помощь. В учреждении образования при необходимости на основе типового учебного плана соответствующего уровня основного или вида дополнительного образования составляется индивидуальный учебный план обучающегося с особенностями психофизического развития, адаптируется содержание учебных программ с учетом возможностей и образовательных потребностей разных категорий обучающихся (учитывается специфика обучающихся с особенностями психофизического развития, осуществляется дифференцированный подход к ним).
3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях основного и дополнительного образования.
Задачи, направленные на достижение поставленной цели:
разработка нормативного правового обеспечения инклюзивного образования;
осуществление научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности, затрагивающей разные аспекты инклюзивного образования;
создание системы научно-методического обеспечения инклюзивного образования;
создание адаптивной образовательной среды в учреждениях образования;
формирование толерантности у всех участников образовательного процесса;
формирование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, направленной на обеспечение их готовности работать в условиях инклюзивного образования;
повышение роли и ответственности законных представителей обучающегося с особенностями психофизического развития в получении образования.
Инклюзивное образование основывается на следующих принципах:
системности – инклюзивное образование представляет собой системное явление в образовании, охватывает всю систему образования, применимо на всех уровнях и во всех видах образования;
комплексности – инклюзивное образование вызывает изменения во всем комплексе взаимоотношений в учреждении образования, предполагает согласованную деятельность специалистов;
доступности – инклюзивное образование требует адаптации образовательной среды для любой категории обучающихся, в том числе обучающихся с особенностями психофизического развития, учреждениях образования всех уровней основного образования, а также дополнительного образования;
вариативности и учета особых образовательных потребностей каждого обучающегося, в том числе с особенностями психофизического развития, – инклюзивное образование требует индивидуализации образовательного процесса;
толерантности – инклюзивное образование предполагает формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий, признании равных прав.
4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
4.1. Нормативное правовое обеспечение инклюзивного образования
Осуществление инклюзивного образования предполагает создание соответствующего нормативного правового обеспечения:
внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании, нормативные правовые документы, регулирующие организацию образования лиц с особенностями психофизического развития;
разработку плана реализации Концепции;
разработку порядка организации и осуществления инклюзивного образования в учреждениях образования;
внесение изменений в штатное расписание учреждений образования и др.
4.2. Научно-методическое обеспечение инклюзивного образования
Для успешного осуществления инклюзивного образования необходимо проведение прикладных научных исследований, научно-исследовательских работ, выполнение экспериментальной и инновационной деятельности.
Научные исследования направлены на разработку методологических оснований инклюзивного образования, организационных и методических условий осуществления инклюзивного образования, научных подходов к отбору содержания образования по образовательным областям и учебным предметам, составлению индивидуальных учебных планов, определению характера и содержания коррекционных занятий, разработку дидактики инклюзивного образования, создание научно-методического обеспечения инклюзивного образования, выработку качественных и количественных индикаторов эффективности инклюзивности национальной системы образования.
Экспериментальная и инновационная деятельность направлена на апробацию и внедрение результатов научных исследований в сфере инклюзивного образования.
Структурные элементы научно-методического обеспечения образования по уровням основного образования могут объединяться в единые для разных категорий обучающихся учебно-методические комплексы. Содержательно учебные издания должны отвечать принципам разноуровневости, вариативности и коррекционной направленности.
4.3. Учреждения основного образования, осуществляющие инклюзивное образование
Инклюзивное образование в учреждениях основного образования реализуется при создании специальных условий, адаптивной образовательной среды. Для обеспечения качества образования всех обучающихся используются специальные педагогические методики, современные технологии, в том числе информационные коммуникационные, дистанционного обучения, проводится целенаправленная работа по формированию толерантности у всех участников образовательного процесса, в том числе законных представителей обучающихся.
Обучающимся с особенностями психофизического развития обеспечивается необходимая индивидуальная поддержка (физическая, эмоциональная, коммуникативная), создаются возможности для наиболее полного участия их в жизнедеятельности учреждения.
В штатные расписания учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование, могут быть введены дополнительные штатные единицы.
В случае успешного освоения лицом с особенностями психофизического развития образовательных программ основного образования ему выдается документ об образовании государственного образца, подтверждающий освоение лицом с особенностями психофизического развития содержания соответствующей образовательной программы.
4.3.1. Учреждения дошкольного и общего среднего образования.
В учреждениях дошкольного и общего среднего образования, осуществляющих инклюзивное образование, создаются инклюзивные группы, классы, имеющие меньшую наполняемость. Соотношение количества обучающихся с особенностями психофизического развития и обучающихся, не имеющих таких особенностей, должно обеспечивать баланс интересов обучающихся и не препятствовать успешному освоению ими образовательных программ основного образования.
Образовательный процесс для обучающихся с особенностями психофизического развития в инклюзивных группе, классе при необходимости осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом. В индивидуальный учебный план для обучающихся с особенностями психофизического развития включаются коррекционные занятия, содержание которых учитывает индивидуальные особенности и потребности каждого обучающегося.
В инклюзивных группе, классе в случае необходимости работают два педагогических работника, один из которых является специалистом в области инклюзивного или специального образования, а другой прошел повышение квалификации в области инклюзивного образования и овладел знаниями и умениями, необходимыми для работы с конкретной категорией обучающихся с особенностями психофизического развития.
Образовательный процесс в инклюзивных группе, классе поддерживается группой психолого-педагогического сопровождения.
Решение о придании учреждению дошкольного и общего среднего образования статуса инклюзивного учреждения образования принимается учредителем.
4.3.2. Учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования
Обучение лиц с особенностями психофизического развития в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования организуется в инклюзивных учебных группах; учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с особенностями психофизического развития; индивидуально.
При осуществлении инклюзивного образования в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования создается адаптивная образовательная среда, в которой лица с особенностями психофизического развития могут освоить содержание соответствующих образовательных программ (профессионально-технического, среднего специального, высшего образования) с учетом особенностей их психофизического развития и при отсутствии медицинских противопоказаний к освоению и работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации.
В учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования обучающимся с особенностями психофизического развития оказывается психологическая, педагогическая (коррекционная), техническая помощь, создаются специальные отделения, центры профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития (далее – центры). На базе центров могут реализовываться экспериментальные и инновационные проекты, организуются консультирование и стажировка педагогических кадров, проводятся семинары по вопросам инклюзивного образования, профессионального обучения лиц с особенностями психофизического развития и др.
С целью создания благоприятных условий для профессионального обучения и включения в социум лиц с особенностями психофизического развития в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования организуется их психолого-педагогическое сопровождение.
4.4. Учреждения дополнительного образования, осуществляющие инклюзивное образование
При осуществлении инклюзивного образования в учреждениях дополнительного образования создается адаптивная образовательная среда.
Учреждениями дополнительного образования детей и молодежи широко используются возможности искусства, физкультуры и спорта, технического творчества и др. для вовлечения обучающихся с особенностями психофизического развития в образовательный процесс; проводится работа по формированию толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития, к активному взаимодействию привлекаются общественные объединения, законные представители обучающихся.
В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи может быть реализована индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи, которая определяет особенности получения дополнительного образования детей и молодежи учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития.
При реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, как в условиях учреждения образования, так и в условиях производства, может быть реализована индивидуальная программа дополнительного образования, определяющая особенности получения дополнительного образования взрослыми из числа лиц с особенностями психофизического развития.
В учреждениях дополнительного образования взрослых реализуются образовательные программы, направленные как на профессиональное развитие обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития, так и совершенствование возможностей и способностей личности. Дополнительное образование взрослых из числа лиц с особенностями психофизического развития может быть формальным и неформальным. Реализация образовательных программ дополнительного образования взрослых может осуществлять учреждениями образования во взаимодействии с общественными организациями и объединениями.
4.5. Роль учреждений специального образования в реализации инклюзивного образования
В реализации инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития принимают участие учреждения специального образования.
Педагогические коллективы учреждений специального образования проводят работу по формированию толерантного отношения к обучающимся с особенностями психофизического развития, демонстрируя на конкретных примерах возможности и достижения этих детей.
На базе учреждений специального образования создаются ресурсные центры, в которых концентрируются материальные, методические и иные ресурсы для работы с лицами с особенностями психофизического развития конкретной нозологической группы. Ресурсные центры способствуют повышению профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование, привлечению законных представителей обучающихся к более активному участию в образовании своих детей:
проводят мастер-классы, семинары, круглые столы, в ходе которых делятся опытом построения образовательного процесса, формирования позитивных взаимоотношений с обучающимися с особенностями психофизического развития;
организуют консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся в условиях инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития;
обеспечивают учреждения образования, осуществляющие инклюзивное образование, доступными информационными материалами, отдельными средствами обучения, необходимыми для организации эффективного образовательного процесса.
Государственные центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации проводят психолого-медико-педагогическое обследование лиц с особенностями психофизического развития, по результатам которого составляют заключение, содержащее рекомендации о виде образовательной программы, учреждения образования, в котором обучение будет наиболее благоприятным, создании специальных условий для получения инклюзивного образования. Уполномоченные педагогические работники доводят до сведения законных представителей все преимущества и риски, связанные с выбором образовательной программы и учреждения образования.
4.6. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров
Для обеспечения функционирования и развития инклюзивного образования создается многоуровневая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников.
Содержание образовательных программ подготовки будущих педагогов на уровнях среднего специального и I ступени высшего образования должно быть ориентировано на формирование академических, профессиональных и социально-личностных компетенций, обеспечивающих эффективную профессионально-педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования. Это предполагает обновление и углубление содержания социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин с позиций обеспечения формирования необходимых компетенций, а также повышение методической компетентности профессорско-преподавательского состава учреждений среднего специального и высшего образования, реализующих образовательные программы подготовки педагогов.
Подготовка кадров ведется как в направлении общей подготовки педагогических кадров нового типа, ориентированных на широкое понимание инклюзии, владеющих компетенцией обеспечения комплексного сопровождения всех обучающихся, в том числе и с особыми образовательными потребностями; так и специальной подготовки педагогических работников, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования.
На II ступени высшего образования (магистратура) реализуются образовательные программы по подготовке менеджеров и специалистов в сфере инклюзивного образования.
При реализации образовательных программ дополнительного образования педагогических работников реализуются вариативные учебные модули по педагогике и менеджменту инклюзивного образования, направленные на углубление и расширение профессиональных компетенций и дальнейшее личностно-профессиональное развитие педагогических и руководящих кадров.
С целью непрерывного совершенствования компетенций в области инклюзивного образования управленческих и педагогических кадров осуществляется методическое обеспечение их деятельности в межкурсовой период.
4.7. Участие, ответственность законных представителей.
Роль общественных объединений
Законные представители обучающихся с особенностями психофизического развития являются полноправными участниками образовательного процесса. Они выбирают из рекомендованных психолого-медико-педагогической комиссией государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации учреждение образования для своего ребенка с особенностями психофизического развития (учреждение специального образования; учреждение, в котором осуществляется интегрированное обучение и воспитание; учреждение, в котором осуществляется инклюзивное образование) и несут ответственность за принятие решения о выборе учреждения образования и образовательной программы.
При осуществлении инклюзивного образования значительно возрастает роль законных представителей обучающихся в успешном освоении образовательных программ, создании адаптивной образовательной среды, социализации обучающихся.
Общественные объединения, в том числе общественные объединения, представляющие интересы лиц с инвалидностью, могут оказывать учреждениям образования помощь в создании адаптивной образовательной среды, формировании толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития, позитивных социальных представлений и установок о возможностях людей с инвалидностью, адекватных социальных установок у обучающихся с особенностями психофизического развития и их законных представителей, нормально развивающихся сверстников, информируют об успешных практиках инклюзивного образования, взаимодействуют в реализации социальных проектов, касающихся инклюзивного образования.
Общественные объединения могут привлекаться к разработке научно-методического обеспечения инклюзивного образования, эффективных технологий и методик работы с обучающимися в условиях инклюзивного образования.
4.8. Финансирование развития инклюзивного образования
В целях успешной реализации инклюзивного образования осуществляется финансирование научных исследований, научно-методического обеспечения инклюзивного образования.
Осуществляется нормативное финансирование инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития с применением коэффициента, учитывающего степень тяжести нарушения и, следовательно, необходимость разумных приспособлений, учитывающих индивидуальные образовательные потребности.
Разрабатываются эффективные механизмы оплаты труда педагогических работников учреждений инклюзивного образования. Вносятся изменения в типовые штаты и нормативы численности работников данных учреждений образования, предусматривается введение при необходимости дополнительных штатных единиц (учителя специального образования, учителя инклюзивного образования, педагога-психолога, педагога-ассистента, сурдопереводчика, сопровождающего обучающегося с особенностями психофизического развития, и т.п.).
Финансирование инклюзивного образования осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательств.
5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
На первом этапе реализации Концепции (2015 – 2017 гг.) осуществляются разработка нормативной правовой базы, научно-методического обеспечения, научные исследования, экспериментальная и инновационная деятельность, подготовка кадров, создание специальных условий и адаптивной образовательной среды в учреждениях образования. В 2015-2017 годах экспериментально апробируется модель инклюзивного образования в учреждении образования.
На втором этапе (2018 – 2020 годы) отдельные учреждения образования осуществляют инклюзивное образование. Продолжается разработка научных основ, научно-методического обеспечения инклюзивного образования, подготовка кадров для работы с обучающимися с разными образовательными потребностями, осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность.
На третьем этапе (2020 и последующие годы) происходит увеличение количества учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование. Продолжается работа по обозначенным выше направлениям.
6.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация Концепции будет способствовать:
обеспечению равных прав в получении образования;
повышению качества образования и качества жизни всех обучающихся через раскрытие и развитие их духовно-нравственного потенциала, расширение возможностей социализации;
максимально возможному включению обучающихся с особенностями психофизического развития в образовательный процесс основного и дополнительного образования;
формированию толерантности в образовательной среде и социуме и посредством этого упрочению социальных отношений, основанных на партнерстве, уважении, принятии различий;
расширению и углублению профессиональной компетентности педагогических работников в полисубъектном образовательном пространстве;
разработке и внедрению инновационных технологий и методик, современных эффективных подходов к организации совместного образовательного процесса обычных детей и детей с особенностями психофизического развития;
повышению ответственности родителей за обучение и воспитание детей путем их активного вовлечения и партнерства;
обеспечению архитектурной доступности учреждений образования.
Особенности организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания
08.07.2024Особенности организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания
Группы интегрированного обучения и воспитания создаются в учреждениях дошкольного образования при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования.
Общие требования к организации образовательного процесса в учреждениях образования определены Кодексом, образовательным стандартом, учебной программой дошкольного образования, типовым учебным планом, типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования, программами специального образования.
Интегрированное обучение и воспитание – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется совместно в общеобразовательном учреждении.
Интегрированное обучение и воспитание организуется для следующих групп детей:
с интеллектуальной недостаточностью;
нарушениями психофизического развития (трудности в обучении);
с тяжёлыми нарушениями речи;
с нарушениями зрения;
с нарушениями слуха;
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
с аутистическими нарушениями.
Интегрированное обучение и воспитание на уровне дошкольного образования организуется в следующих формах:
специальная группа;
группа интегрированного обучения и воспитания.
Образовательная интеграция – процесс двухсторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, и дошкольное учреждение готовится к работе с ребенком, имеющим нарушения психофизического развития, создает специальные условия для его обучения и воспитания. В образовательной интеграции должно обеспечиваться взаимопонимание как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с особенностями психофизического развития и их здоровыми сверстниками. В связи с этим образовательную интеграцию следует рассматривать не как локальный участок работы в одном или нескольких специальных или интегрированных групп, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям в целом.
Основной целью интегрированного обучения и воспитания является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребёнка.
Основными задачами деятельности групп и классов являются:
освоение содержания образовательных программ специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования;
исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи;
создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития.
Решение о создании групп и классов принимает учредитель учреждения образования. Прием обучающихся в группы и классы для освоения содержания образовательных программ специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) и в порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования.
Наполняемость групп определяется в соответствии с пунктами 10–14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании для детей в возрасте до трёх лет составляет от 8 до 10 воспитанников; в возрасте от трёх до 8 лет составляет от 10 до 12 воспитанников.
В нашем учреждении дошкольного образования в 2022/2023 учебном году две группы интегрированного обучения и воспитания от 4 до 5 лет и от 5 до 6 лет, в которых начитывается по 13 воспитанников. В группах интегрированного обучения и воспитания реализуются: образовательная программа дошкольного образования, программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи», «Воспитание и обучение детей с нарушениями психического развития».
При наличии в учреждении образования группы интегрированного обучения и воспитания разрабатывается учебный план интегрированного обучения и воспитания на уровне дошкольного образования на текущий учебный год, который является приложением к учебному плану учреждения образования. Учебный план группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с ЦКРОиР.
На проведение занятий с воспитанниками, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждение образования и для которых создаются условия для получения специального образования на дому, с воспитанниками групп интегрированного обучения и воспитания:
на одного воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, воспитанника с трудностями в обучении – 2,5 часа в неделю.
Указанное количество часов в соответствии с типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования, учебным планом интегрированного обучения и воспитания на уровне дошкольного образования на текущий учебный год распределяется учителемдефектологом на образовательные области и коррекционные занятия.
В группах интегрированного обучения и воспитания с воспитанниками, обучающихся по типовому учебному плану специального образования на уровне дошкольного образования при организации специально организованной деятельности по образовательным областям «Развитие речи», «Развіццё маўлення» (для воспитанника от 5 до 6 лет с трудностями в обучении), «Подготовка к обучению грамоте» (для воспитанников 5-6 лет), «Элементарные математические представления» проводит учитель-дефектолог.
Осуществление образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.
Учитель-дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребёнком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведёт систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания детей.
Воспитатели групп интегрированного обучения и воспитания планируют и организуют образовательную и оздоровительную работу в соответствии с учебным планом на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.
Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, помогает организовать прогулку под руководством воспитателя, учителя-дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.
Педагог-психолог ведёт просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения, проводит коррекционно-развивающую работу с детьми: с нарушениями в эмоциональной сфере; испытывающими трудности в общении, гипердинамичными детьми.
Музыкальный руководитель организует разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.
Руководитель физического воспитания приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации. Оказывает консультации.
При создании и комплектовании групп интегрированного обучения и воспитания в учреждении образования необходимо заранее информировать законных представителей воспитанников, не имеющих особенностей психофизического развития, о создании таких групп.
Обязательным является проведение разъяснительной работы об особенностях организации образовательного процесса в условиях интеграции.
Подготовил учитель-дефектолог О.В.Бондаренко
Памятка родителям по установление эмоционального контакта с детьми с ОПФР в системе «ребенок-родитель» по толерантному отношению к детям с ОПФР
-
постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий; попытайтесь вникнуть в его переживания;
-
оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: "Ах ты негодяй, опять разбил чашку!" Наиболее уместным было бы такое выражение: "Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки". А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: "Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал";
-
дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;
-
не сравнивайте ребенка с другими детьми.
-
барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
-
барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);
-
барьер "воспитательных традиций" (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);
-
барьер "дидактизма" (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
-
для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам";
-
если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;
-
для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты";
-
для развития умения общаться без слов предложите им игры "Через стекло", "Иностранец", "Расскажи стихи руками". Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;
-
для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его";
-
для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка - это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.
Толерантность
Толерантность
Санбюллетень "Будем толерантны к детям с ОПФР"
Толерантное отношение к детям с
особенностями психофизического развития
Наша основная цель в работе – создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с ОПФР, социальной реабилитации и интеграции их в общество.
Для этого мы ставим перед собой ряд задач:
1) создание адаптивно-образовательной среды;
2) формирование у детей с разными образовательными потребностями и познавательными возможностями адаптивное и социальное поведение, активно взаимодействуя с родителями;
3) формирование у детей когнитивных, речевых, моторных, специальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи, своевременная адаптация к социальной среде, стимулирование активности и самовыражения;
4) формирование и развитие речевых и коммуникативных умений детей с ОПФР с учетом физических, психических и интеллектуальных особенностей развития каждого ребенка;
5) формирование предпосылок учебной деятельности, создание условий для развития сохранных сторон познавательной деятельности;
6) коррекция отклонений в психическом развитии;
7) привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов, развитию и стимулированию познавательной деятельности детей с ОПФР.
В ходе целенаправленной воспитательной и коррекционно-развивающей работы созданы условия для формирования у детей, воспитателей, других специалистов толерантных отношений к лицам с ОПФР. Проблема культуры общения — одна из самых острых в детском саду, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7% людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.
Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
В своей работе мы особое внимание уделяем развитию у всех участников образовательного процесса следующих критериев толерантности:
1) равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным возможностям для всех детей, независимо от их принадлежности к какой-либо другой группе);
2) взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение к детям с ОПФР;
3) охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества родителей детей с ОПФР;
4) сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
5) позитивная лексика в межличностных отношениях.
А так же минимизируем, устраняем проявления нетерпимости:
1) насмешки, выражение пренебрежения;
2) игнорирование;
Смысл деятельности воспитателей в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности детей и родителей. Этому способствовали ряд мероприятий, проводимых совместно с учителями-дефектологами, психологом:
индивидуальное консультирование воспитателей, детей и их законных представителей;
выступления на родительских собраниях;
консультации, подготовка памяток для воспитателей, родителей детей с ОПФР;
организация общественно-полезной деятельности;
праздники и развлечения.
Формированию толерантного отношения к детям с ОПФР способствуют и коррекционно-развивающие игры, занятия, проводимые психологом.
Они направлены на:
- коррекцию затруднений в общении;
- повышение уверенности в себе;
- ослабление негативных эмоций;
- развитие навыков саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы;
- обучение воспитанников жить дружно, сплоченно;
- овладение навыками чувствовать других, поддерживать и сопереживать.
Если в семье необычный ребёнок. Детский аутизм.
Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), — термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы.
Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:
1. Общение - как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия).
2. Разговор - как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации).
3. Поведение - как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).
Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. К подростковому возрасту примерно у 10 – 30% детей с аутизмом развивается эпилепсия.
Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники. Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра.
Некоторые (около 20 – 25 %) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.
Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины.
Что делать, если вы стали случайным свидетелем истерики, связанной с аутизмом?
Истерики у детей случаются нередко, и это касается не только детей с аутизмом. Однако гораздо труднее успокоить ребенка, если у него аутизм.
Важно понять, что ребенок в состоянии истерики уже прошел тот этап, когда он может прислушаться к чужим уговорам. Он потерял контроль над собой.
При наличии аутизма истерика связана с более высоким риском причинения себе вреда. В этот момент приоритет родителей — это безопасность ребенка, а не удобства окружающих.
Доверяйте родителям и их знанию своего ребенка. Скорее всего, они в курсе, что конкретно спровоцировало истерику, и они знают, как лучше всего успокоить ребенка.
Не бойтесь подойти к родителям и спросить, можно ли им чем - то помочь. Будьте готовы принять ответ «нет».
Если кто - то будет негативно комментировать ситуацию — отвечайте вместо родителей. Помогите информировать других людей, что истерика была вызвана трудностями ребенка, и это не имеет отношения к родительскому воспитанию.
Продолжительность истерики может быть разной. Она не зависит ни от вас, ни от родителей. Лучшая помощь с вашей стороны — это ваше спокойствие и попытки успокоить.
Аутизм. Что делать с проблемным поведением с целью привлечения внимания?
Буклет. День информирования
Буклет. Аутизм-тревожные знаки
Листовка. Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Листовка. Что необходимо знать об аутизме
Аутизм за 5 минут. Основные признаки аутизма. Статистика заболеваемости аутизмом