Инклюзивное образование
Памятка родителям по установление эмоционального контакта с детьми с ОПФР в системе «ребенок-родитель» по толерантному отношению к детям с ОПФР
01.02.2024-
постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий; попытайтесь вникнуть в его переживания;
-
оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: "Ах ты негодяй, опять разбил чашку!" Наиболее уместным было бы такое выражение: "Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки". А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: "Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал";
-
дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;
-
не сравнивайте ребенка с другими детьми.
-
барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
-
барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);
-
барьер "воспитательных традиций" (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);
-
барьер "дидактизма" (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
-
для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам";
-
если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;
-
для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты";
-
для развития умения общаться без слов предложите им игры "Через стекло", "Иностранец", "Расскажи стихи руками". Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;
-
для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его";
-
для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка - это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.
Толерантность
01.02.2024Толерантность
Санбюллетень "Будем толерантны к детям с ОПФР"
Толерантное отношение к детям с
особенностями психофизического развития
Наша основная цель в работе – создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с ОПФР, социальной реабилитации и интеграции их в общество.
Для этого мы ставим перед собой ряд задач:
1) создание адаптивно-образовательной среды;
2) формирование у детей с разными образовательными потребностями и познавательными возможностями адаптивное и социальное поведение, активно взаимодействуя с родителями;
3) формирование у детей когнитивных, речевых, моторных, специальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи, своевременная адаптация к социальной среде, стимулирование активности и самовыражения;
4) формирование и развитие речевых и коммуникативных умений детей с ОПФР с учетом физических, психических и интеллектуальных особенностей развития каждого ребенка;
5) формирование предпосылок учебной деятельности, создание условий для развития сохранных сторон познавательной деятельности;
6) коррекция отклонений в психическом развитии;
7) привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов, развитию и стимулированию познавательной деятельности детей с ОПФР.
В ходе целенаправленной воспитательной и коррекционно-развивающей работы созданы условия для формирования у детей, воспитателей, других специалистов толерантных отношений к лицам с ОПФР. Проблема культуры общения — одна из самых острых в детском саду, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7% людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.
Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
В своей работе мы особое внимание уделяем развитию у всех участников образовательного процесса следующих критериев толерантности:
1) равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным возможностям для всех детей, независимо от их принадлежности к какой-либо другой группе);
2) взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение к детям с ОПФР;
3) охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества родителей детей с ОПФР;
4) сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
5) позитивная лексика в межличностных отношениях.
А так же минимизируем, устраняем проявления нетерпимости:
1) насмешки, выражение пренебрежения;
2) игнорирование;
Смысл деятельности воспитателей в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности детей и родителей. Этому способствовали ряд мероприятий, проводимых совместно с учителями-дефектологами, психологом:
индивидуальное консультирование воспитателей, детей и их законных представителей;
выступления на родительских собраниях;
консультации, подготовка памяток для воспитателей, родителей детей с ОПФР;
организация общественно-полезной деятельности;
праздники и развлечения.
Формированию толерантного отношения к детям с ОПФР способствуют и коррекционно-развивающие игры, занятия, проводимые психологом.
Они направлены на:
- коррекцию затруднений в общении;
- повышение уверенности в себе;
- ослабление негативных эмоций;
- развитие навыков саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы;
- обучение воспитанников жить дружно, сплоченно;
- овладение навыками чувствовать других, поддерживать и сопереживать.
Если в семье необычный ребёнок. Детский аутизм.
13.09.2023Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), — термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы.
Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:
1. Общение - как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия).
2. Разговор - как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации).
3. Поведение - как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).
Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. К подростковому возрасту примерно у 10 – 30% детей с аутизмом развивается эпилепсия.
Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники. Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра.
Некоторые (около 20 – 25 %) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.
Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины.
Что делать, если вы стали случайным свидетелем истерики, связанной с аутизмом?
Истерики у детей случаются нередко, и это касается не только детей с аутизмом. Однако гораздо труднее успокоить ребенка, если у него аутизм.
Важно понять, что ребенок в состоянии истерики уже прошел тот этап, когда он может прислушаться к чужим уговорам. Он потерял контроль над собой.
При наличии аутизма истерика связана с более высоким риском причинения себе вреда. В этот момент приоритет родителей — это безопасность ребенка, а не удобства окружающих.
Доверяйте родителям и их знанию своего ребенка. Скорее всего, они в курсе, что конкретно спровоцировало истерику, и они знают, как лучше всего успокоить ребенка.
Не бойтесь подойти к родителям и спросить, можно ли им чем - то помочь. Будьте готовы принять ответ «нет».
Если кто - то будет негативно комментировать ситуацию — отвечайте вместо родителей. Помогите информировать других людей, что истерика была вызвана трудностями ребенка, и это не имеет отношения к родительскому воспитанию.
Продолжительность истерики может быть разной. Она не зависит ни от вас, ни от родителей. Лучшая помощь с вашей стороны — это ваше спокойствие и попытки успокоить.
Аутизм. Что делать с проблемным поведением с целью привлечения внимания?
Буклет. День информирования
Буклет. Аутизм-тревожные знаки
Листовка. Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Листовка. Что необходимо знать об аутизме
Аутизм за 5 минут. Основные признаки аутизма. Статистика заболеваемости аутизмом