Патриотическое воспитание

Маршрут выходного дня аг. Межево

Деревня получила название от белорусского слова «мяжа» — она всегда находилась на границе. Сначала Полоцкого и Смоленского княжеств, потом ВКЛ и Московского государства. Впервые упоминается в летописях в 1501 году.

В поселке расположен усадебно-парковый ансамбль Лубенских — памятник усадебно-парковой архитектуры, бывшее имение графа Льва Лубенского. Он включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как объект историко-культурного наследия регионального значения. В конце XIX века Лубенский основал в Межеве усадьбу в стиле модерн, которая состояла из дворца, парка, пивоварни и хозпостроек. Место для строительства было выбрано на склонах долины, образованной ручьем Воронец и рекой Оршица. В советское время в усадьбе располагался клуб, частично разрушенный во время Великой Отечественной войны. В 1953 г. усадьба была отреставрирована в стиле сталинского ампира. Сейчас в ней расположены магазины, клуб и православный храм — приходская церковь Серафима Саровского.

Центральный усадебный дворец стоит на западном берегу оврага, в северной части парка. Двухэтажное кирпичное здание построено в стиле необарокко. Имеет сложную планировочную конфигурацию и многогранную пространственную композицию. Основной объем перекрыт полусводчатой ​​мансардной крышей. К несимметричному главному фасаду пристроен высокий прямоугольный лестничный объем с двускатной крышей, к которой по бокам приставлены низкие пристройки с шатровыми и пластичными тентовыми покрытиями. Пятиугольная апсида внутренней часовни с граненым покрытием выступает на боковом фасаде. В декоре использованы лепные гирлянды и красная черепица. Перед центральным фасадом установлен каменный крест.

Приусадебный парк был заложен в 1901 г. на основе уже существующих тогда рощ. Занимает площадь около 8 га. Относится к типу искусственно созданных ландшафтных парков. Расположен на пересеченной местности, разделенной оврагом с ручьем, наиболее уцелевшая часть парка занимает высокий мыс на излучине реки Оршица. Сохранились красочно проложенные сети дорожек. Насаждения чередуются с небольшими полянами. В центральной части парка находится курган с площадкой для музыкантов, у подножия кургана — танцпол. В композициях больших и малых групп деревьев используются хвойные породы: сосны Веймутова, Бэнкса, Мюррея, кедр европейский и обыкновенный, лиственница европейская, пихта сибирская, пихта Дугласа.

В Межево расположена церковь Воскресения Христова. Этот православный храм построен во 2-й половине XIX века из кирпича владельцем усадьбы Константином Любомирским. Находится в руинированном состоянии.

Свято-Воскресенская церковь — памятник ретроспективного русского зодчества. Ее продольно-осевая объемная композиция состоит из притвора с четырехугольной звонницей, короткой трапезной, кубического объема молельного зала с боковыми проходами и полукруглой апсиды с боковыми ризницами. В силуэте храма с полутораметровыми стенами доминировали шатер колокольни и восьмигранный световой барабан над центральным объемом. Оштукатуренные фасады рассечены арочными оконными проемами в клиновидных наличниках, усеянными угловыми полуколоннами, прямоугольными нишами и круглыми розетками. Внутри руин Покровской церкви лежит каменный крест.

На полпути между усадьбой и церковью есть братская могила с памятником. Скульптуру воина установили в 1966 году.

свернуть

Маршрут выходного дня г. Орша

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

     В выходной день перед родителями встает вопрос: "Куда пойти со своим ребенком?" Как полезно и интересно провести время? Существует много различных способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно, сделать семейный выходной день по-настоящему захватывающим. Педагоги нашего  учреждения разработали маршруты прогулок выходного дня для детей. Помните! Совместный поход с ребенком – это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостоверится, что Вы его любите, что живете его интересами. -Не забывайте смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление.-Читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. - Побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их.-Постарайтесь заранее узнать какие выставки проходят выходные дни в нашем городе. Выберите ту, которая заинтересует вашего ребенка. Продумайте, пофантазируйте, и вы получите массу впечатлений и пользы от прогулок с ребенком.

     Орша считается туристическим местом. Здесь размещается множество достопримечательностей, которые регулярно реставрируются властями Республики Беларусь. Так как город является крупнейшим железнодорожным центром страны, большинство туристов добираются сюда на поездах или электричках, а по приезде сразу же попадают к одному из значимых строений Орши — вокзалу.

Памятник паровозу П36-0111

Рядом со зданием вокзала установлен монумент — старый паровоз П36–0111. Он посвящён железнодорожникам города, помогавшим восстанавливать Оршу после войны.

Мемориальный музей имени Героя Советского союза К.С. Заслонова

Константин Сергеевич Заслонов знаменит тем, что в первые годы Великой Отечественной войны принял на себя командование всеми партизанским отрядами оршанской зоны. Среди бойцов он был известен под ласковым прозвищем «Дядя Костя».

Заслонов погиб в 1942 году, когда фашисты, притворяясь народниками, проникли к партизанам и захватили отряд. Константин погиб в бою вместе со своим адъютантом Евгением Коржнем и другими бойцами.

За поимку командира партизан фашистам обещалось высокое вознаграждение, и неважно приведут его живым или принесут его голову. Чтобы не дать фашистам нажиться на гибели командира, жители местной деревни спрятали его тело.

В 1945 году останки Константина Заслонова были должным образом похоронены на оршанском кладбище. Посмертно командир получил звание Героя Советского Союза. Музей, посвящённый памяти Заслонова, был основан в 1948 году.

Позже экспозицию передали Дворцу пионеров, где она располагается по сей день. В организации мемориального музея принимали участие бывшие партизаны, находившиеся под командованием Заслонова, его товарищи и родственники.

Экспозиция посвящена жизни и военным подвигам Константина Сергеевича. Среди экспонатов можно увидеть личные вещи командира, привезённые из его дома в Осташкове, оружие и предметы быта по образу тех, что он использовал в партизанском отряде, а также военную форму, письма и фотографии. Перед входом в музей установлена памятная стела в честь К.С. Заслонова.

В настоящее время музей является центром военно-патриотического воспитания молодёжи. В нём организуются массовые культурные и образовательные мероприятия, а также встречи с ветеранами.

Курган бессмертия

Оршанский Курган бессмертия — один из первых памятников подобного рода, созданный в честь воинов-освободителей.

Курган был заложен весной 1966 года и открыт 9 мая того же года. Высота насыпи составила восемь метров, на склоне установлена Золотая Звезда Героя Советского союза, а также памятная доска с надписью посвящения мемориала воинам-освободителям. Автором проекта выступил архитектор Георгий Горанский — ветеран Великой Отечественной войны. В день торжественного открытия Кургана бессмертия у его основания была заложена капсула времени с посланием потомкам, и зажжён Вечный огонь.

Территорию вокруг кургана занимает Парк Героев, состоящий из шести аллей: первая посвящена Неизвестному солдату, остальные пять — Героям Советского союза К.С. Заслонову, С.М. Митту, А.А. Никандровой, Ю.В. Смирнову и М. Лефевру.

Мемориальный комплекс

«За нашу Советскую родину» («Катюша»)

 

 

В июле 1941 года под Оршей впервые была применена РСЗО «Катюша», что прославило город на страницах военной истории. Мемориал, посвящённый «Катюше», открылся в 1966 году, когда Орша отмечала 25 годовщину первого выстрела боевой установки.

В центральной части комплекса расположен постамент, на котором возвышается макет «Катюши». Композицию дополняют скульптурные изображения миномётных пусковых установок. Также здесь установлен памятник, облицованный чёрными плитами, на котором можно прочесть историческую справку о первом залпе «Катюши» под Оршей.

Мемориальный комплекс является местом проведения военно-патриотических мероприятий и носит звание историко-культурной ценности Республики Беларусь.

Этнографический музей «Мельница» («Млын»)

Этнографический музей расположен в центре города, на рукотворном канале, соединяющем русла рек Оршицы и Днепра. Водяную мельницу построили в начале прошлого столетия. Долгое время она являлась крупнейшей в Оршанском уезде. В начале 1990-х историческое здание, получившее статус памятника промышленной архитектуры, было отреставрировано, и в 1995 году в нём обосновался музей этнографии.

В основе экспозиции два тематических зала. Первый имеет название «Хлеб наш насущный» и рассказывает о том, как в старину крестьяне засевали поля, обрабатывали зерно и выпекали хлеб. В этом разделе можно увидеть кухонную утварь конца XIX — начала XX века, а также образец деревенской избы с описанием внутренних убранств.

Второй зал — «Свет души и таланта» — посвящён ремёслам и духовной культуре Беларуси XIX и XX веков. Экспонатами являются различные предметы текстиля, украшенные вышивкой, национальные повседневные и праздничные костюмы, резная и глиняная бытовая утварь. Кроме того, здесь представлены работы современных мастеров иконописи, живописи и декоративно-прикладного искусства.

Оршанское городище

Древнее городище было основано в Орше на Замковой горе в 1067 году. Оно представляло собой треугольную крепость с закруглёнными углами, у подножия которой располагался оборонительный вал. Рядом находилась днепровская пристань.

В XIX веке Замковая гора была изучена археологами. В ходе раскопок учёные обнаружили оружие, орудия труда, женские украшения и керамические изделья, относящиеся к древнерусской эпохе. Главной находкой стала кольчуга с надписями на старославянском языке. В настоящее время она выставлена в Московском государственном историческом музее.

От некогда мощной конструкции Оршанского городища не осталось ни следа. Сегодня на его месте разбита небольшая парковая зона с клумбами, высаженными в форме герба города. С этой точки открывается прекрасный вид на окрестности.

Памятник воинам-интернационалистам

Мемориал, посвящённый памяти оршанцев, погибших на горячих точках Афганистана, представляет собой массивную каменную глыбу, расколотую на две части. Раскол символизирует оборванную жизнь отважных юношей.

На левом осколке установлена памятная плита, на правом можно увидеть силуэт плачущей девушки, которая потеряла отца, брата или возлюбленного. Мемориал был открыт зимой 1994 года на берегу Днепра.

Обелиск великого подвига: памятник воинам-освободителям, партизанам и подпольщикам в Орше

Орша - один из белорусских городов, награжденных орденом Отечественной войны I степени. Памятник воинам-освободителям, партизанам и подпольщикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны за освобождение города был воздвигнут в 1984 году. Памятный знак символизирует собой благодарность населения мирного времени том, кто пал в боях за свободу. При освобождении города на железнодорожной станции было захвачено несколько немецких эшелонов, готовых к отправлению. В одном из них находилось около трех тысяч наших сограждан, которых должны были вывезти в немецкую неволю. Город был освобожден 27 июля 1944 года в ходе стратегической наступательной операции «Багратион».

свернуть

Маршрут выходного дня к Вечному огню

Маршрут выходного дня к Вечному огню
развернуть

Маршрут выходного дня к Вечному огню

  • Маршрут адресуется законным представителям и педагогическим работникам учреждений дошкольного образования
  • Маршрут разработан для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) 
  • Маршрут разработан с целью воспитания у подрастающего поколения уважения, чувства гордости за подвиги солдат – освободителей. Чтить память о погибших земляках, защищающих нашу Родину.

Активизация словаря: отечество, патриотизм, ветеран, сражение, освободители, защитники, мужество, героизм, митинг, память. 

  • Вид маршрута: пеший
  • Продолжительность по времени: 1-2 часа (в зависимости от интереса   ребёнка и степени самочувствия).

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

Спросите у ребенка: «А в нашем городе Орше есть памятники воинам ВОВ?» 

Прочитайте стихотворение

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край,

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу, решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой.

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава им навеки

От всей земли, от всей земли!

(М. Владимиров)

Отгремела война, на землю пришел мир. Люди сохранили память об этом страшном времени и  поставили памятники воинам - освободителям.

Вечный Огонь это памятник, который  посвящается  всем воинам погибшим, защищая Родину.

Расскажите стихотворение

Отстояли наши прадеды

Труд и счастье на земле.

Ярко светят в честь Победы

Звезды мира на Кремле.

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою.

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

(Н.Френкель)  

В знак благодарности к погибшим воинам мы  возложим цветы к мемориалу.

Предложите встать и почтить минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на Земле. Объясните, что такое минута молчания и  как нужно себя вести в этот момент.

Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну. Как он о них помнит?

(Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях).

Но есть люди, которые прошли всю войну, вернулись домой с фронта. Как мы их называем? (Ветераны.)

В День Победы утром рано

Выйди в город, погляди:

Вот шагают ветераны

С орденами на груди.

Спасибо ветеранам скажем

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем! 

 Побеседуйте с ребенком дома.

-Где мы  были?

-Кому был воздвигнут памятник?

-Для чего люди приходят к памятнику и возлагают цветы?

-Спросите, хочет ли ваш ребенок быть похожим на героев войны?

свернуть

Быць грамадзянінам і патрыётам сваёй Радзімы

Быць грамадзянінам і патрыётам сваёй Радзімы
развернуть

Быць грамадзянінам і патрыётам сваёй Радзімы

Рух наперад немагчымы без шчырай любові да Радзімы, зямлі продкаў, да свайго народу. Патрыятызм праяўляецца не ў словах і лозунгах, а ў жыццёвай пазіцыі чалавека, яго паўсядзённай працы. У тым, што ён жыве не толькі для сябе, але і для сваёй Айчыны. Шмат што можа мяняцца вакол нас, але гэтая ісціна застанецца непахіснай. Патрыятызм быў, ёсць і павінен заставацца непарушным пастулатам нашай дзяржаўнасці. Гэта вечная каштоўнасць, якая змацоўвае пакаленні".

У сучасных умовах асаблівую значнасць набывае грамадзянска-патрыятычнае выхаванне навучэнцаў, узрастае роля ўстаноў адукацыі па выхаванні юных грамадзян Рэспублікі Беларусь. Педагагічныя намаганні павінны быць накіраваны на тое, каб узгадаваць чалавека творчага і таленавітага,любячага родных і блізкіх, свой народ, сваю Радзіму, сапраўднага грамадзяніна сваёй краіны. Для дасягнення эфектыўнасці неабходна не толькі даць веды і ўменні, якія садзейнічаюць фарміраванню адпаведных ідэалаў, прынцыпаў і светапогляду, але і развіваць неабходныя асобасныя якасці, духоўны свет дзяцей і вучнёўскай моладзі, каб яны сталі годнымі грамадзянамі сваёй краіны.

Быць грамадзянінам і патрыётам сваёй Радзімы, значыць, мець актыўную грамадзянскую пазіцыю, граматна карыстацца сваімі правамі, добрасумленна выконваць свае абавязкі. Быць працавітым для падтрымання годнага ўзроўню уласнага жыцця і клапаціцца пра тых, хто мае патрэбу ў тваёй дапамогі і абароне, адчуваць сваю адказнасць і адносіны да мінулага, сучаснасці і будучыні сваёй краіны.

 

Мова - духоўны скарб народа

    Раскрыць дзецям прыгажосць роднай мовы, паказаць яе мiлагучнасць - адзiн са шляхаў выхавання любвi да сваей Радзiмы. Дык будзем з замiлаваннем услухоўвацца ў нашу мову, разам вучыцца мове, далучацца да невычэрпных крынiц беларускай лiтаратуры, мастацтва, гiсторыі роднага краю. Неабходна старацца як найлепш карыстацца роднай мовай, з павагай адносiцца да яе, прывiваць любоў i пашану да мовы Бацькаўшчыны нашым дзецям.

  Хацелася б, паважаныя бацькi, каб нашым дзецям прывiвалася пашана да роднай мовы як у садку, так i дома.

  У кожнай беларускай сям’i павiнны быць часопiсы, кнiгi для дзяцей на роднай мове. Выхаванне дзяцей павiнна грунтавацца на роднай  гiсторыi, на родным фальклоры, на родных традыцыях.

   Як мага больш чытайце дзецям апавяданняў, казкаў; вучыце вершы, прыказкi, пашырайце слоўнiкавы   запас.

   У нас ёсць надзея, што з вашага боку мы сустрэнем аднадумцаў, падтрымку i дапамогу.

Мая зямля, мой родны дом
Завецца Беларуссю.
Я знаю: пад тваім крылом
Заўсёды прытулюся.
У час трывогі і бяды
З табою мы адзіныя,
З любоўю шчыраю заўжды
Заву цябе Радзімаю.

Валерыя Бароўская

Изображение

свернуть

Консультация для родителей "Воспитание любви к малой Родине"

Консультация для родителей "Воспитание любви к малой Родине"
развернуть

Консультация для родителей "Воспитание любви к малой Родине"

 

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

                    М.Л. Матусовский.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Любовь к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша необъятная страна Беларусь. А малая родина – это место, где человек родился и живет. Для нас этой родиной является наш славный город Березовка. Сейчас модно и пользуются спросом поездки за границу для отдыха в период отпуска, все стремятся в дальние места. И так складывается, что дети больше знают о других странах, чем о родной стороне, где они родились, и живут. А попробуйте организовать поездки, экскурсии по родному краю. Вы удивитесь сами, и обогатите внутренний мир вашего ребёнка открывшимися возможностями. Красота природы, богатое историческое прошлое и настоящее края, таланты народа, его уникальные умения в прикладном народном творчестве, настоящая кладовая познаний родного края. Есть современное хорошее понятие как сельский туризм. Как раз он и помогает открывать уникальные стороны жизни родного края.

       Уважаемые родители! Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту нашего города, удивляется тому что, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребёнок видит свою улицу утром, когда идёт в детский сад. Это улица деловая, размеренно спешащая. С группами людей. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно тёмным. Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озарённую  светом, и осеннюю – серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшённой флагами, транспарантами. Гирляндами цветов и огней! Всё это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах. Открывая новое в привычном, обыденном. Так ребёнок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного городка.

Четырёхлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание ребёнка постарше полезно привлечь к тем объектам. Которые расположены на ближайших улицах: парк, школа, дом культуры, библиотека, почта, центральная площадь. Рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Расширить круг представлений о родном городе, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Воспитание детей – дело не только нас, воспитателей и педагогов. Неотъемлемой частью в этом деле является личный пример родителей. Вы, уважаемые родители – первые воспитатели ребёнка. Поэтому, в выходные дни совершайте с детьми экскурсии по памятным местам. Ведь малая родина - это всегда близкий нашему сердцу край. Пусть он станет таким и для наших детей. К. Паустовский говорил: «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца, нельзя любить то, чего не знаешь». Поэтому наша задача – научить детей любить свой край, а, следовательно, больше узнавайте о нём, умейте ценить его историю.

Уважаемые родители!

Любите свой край! И свою любовь к нему передавайте детям.

свернуть

"Роля сям'і ў выхаванні патрыятычных пачуццяў у дзяцей дашкольнага ўзросту"

"Роля сям'і ў выхаванні патрыятычных пачуццяў у дзяцей дашкольнага ўзросту"
развернуть

"Роля сям'і ў выхаванні патрыятычных пачуццяў у дзяцей дашкольнага ўзросту"

 
 

Безумоўна, аснова выхавання чалавека закладваецца ў сям'і. Патрыятычнае выхаванне, цікавасць да духоўнага пачатку нашага жыцця таксама павінны пачынацца ў сям'і. Але ўмоў для гэтага сёння, на жаль, мала. І справа тут не ў адсутнасці ў бацькоў часу для педагагічных гутарак са сваімі дзецьмі, а ў нашым жаданні ахаваць іх ад цяжкіх задач, працы, духоўных высілкаў. Кожная сям'я - гэта свой замкнёны свет і сваё жыццё, свае радасці і смутку, клопаты і традыцыі, свой побыт. 

У сучаснай сям'і вялікую частку часу дзіця мае зносіны з мамай. Менавіта з ёй складаюцца даверныя адносіны, абмяркоўваюцца трывогі, пытанні, патрэбы. Аднак для дзяцей не менш важна і зносіны з татам. Чым часцей бацька мае зносіны з дзіцем, тым больш цеснымі становяцца эмацыйныя сувязі, а чым раней бацька далучаецца да догляду за малым, тым мацней і глыбей яго бацькоўскія пачуцці.

 Устаноўлена, што ў сем'ях, у якіх бацькі марнуюць шмат часу на размовы, гульні з дзецьмі, дзеці лепш развіваюцца. Аднак даказана, што дзеці, пазбаўленыя магчымасці мець зносіны з бацькамі або з адным з іх, валодаюць павышанай адчувальнасцю, маюць цяжкасці ў наладжванні кантактаў з аднагодкамі. Сур'ёзную небяспеку для развіцця дзіцяці ўяўляе адсутнасць эмоцый, ласкі, цеплыні пры хай нават і паўнавартасным задавальненні яго фізіялагічных патрэбаў. Толькі сталыя зносіны бацькоў з дзіцем спрыяе ўсталяванню глыбокіх эмацыйных сувязяў, нараджае ўзаемную радасць.

Выхаванне дзяцей у любові і павазе да бацькоў, шанаванні продкаў - адна з вядучых ідэй педагогікі. Іншая ідэя - гадаваць будучага сем'яніна з малых гадоў шляхам фарміравання станоўчых маральных якасцяў (працавітасці, памяркоўнасці, падатлівасці, стараннасці, сціпласці, сумленнасці).

Спецыяльныя сацыялагічныя і псіхолага-педагагічныя даследаванні паказалі, што сям'я і дзіцячы сад, маючы свае асаблівыя функцыі, не могуць замяніць адзін аднаго і павінны ўзаемадзейнічаць ў імя паўнавартаснага развіцця дзіцяці.          

 

 Рэкамендацыі для бацькоў.

Калі ў дзяцінстве дзіця адчуваў пачуццё жалю да іншага чалавека, радасць ад добрага ўчынку, гонар за сваіх бацькоў, захапленне ад судотыку з выдатным подзвігам, ён набыў эмацыйны вопыт. Тым самым будуць пабудаваны шляхі для асацыяцый эмацыйнага характару, а гэта з'яўляецца асновай, падмуркам больш глыбокіх пачуццяў, умовай паўнавартаснага развіцця чалавека.

• Выхаванне маленькага патрыёта пачынаецца з самага блізкага для яго - роднай хаты, вуліцы, дзе ён жыве, дзіцячага саду.

• Звяртайце ўвагу дзіцяці на прыгажосць роднага горада

• У час прагулкі раскажыце, што знаходзіцца на вашай вуліцы, пагаворыце пра значэнне кожнага аб'екта.

• Дайце ўяўленне аб рабоце грамадскіх устаноў: пошты, крамы, бібліятэкі і г.д. Паназірайце за працай супрацоўнікаў гэтых устаноў, адзначце каштоўнасць іх працы.

• Разам з дзіцем прымайце ўдзел у працы па добраўпарадкаванні і азеляненні свайго двара.

• Пашырайце уласны кругагляд

• Вучыце дзіцяці правільна ацэньваць свае ўчынкі і ўчынкі іншых людзей.

• Чытайце яму кнігі пра радзіму, яе героях, пра традыцыі, культуры свайго народа

• Заахвочвайце дзіцяці за імкненне падтрымліваць парадак, прыкладныя паводзіны ў грамадскіх месцах.

 

свернуть

Як вучыць дзяцей паводзіць сябе пры гучанні Дзяржаўнага гімна?

Гучыць урачыста, як водгукі славы,

Гімн нашай вячыстай цудоўнай Дзяржавы...

Гімн свету сцвярджае, што любім мы працу,

А шлях наш лунае да радасці, шчасця.

Пад гукамі Гімна я моўчкі клянуся

Сапраўдным быць сынам маёй Беларусі!

Міхасъ Пазнякоў

 

Добры дзень, паважаныя бацькі. Сёння хочацца павясці з вамі  размову пра тое, як вучыць дзяцей паводзіць сябе пры гучанні Дзяржаўнага гімна. Але давайце спачатку пазнаёмімся з гісторыяй гімна.

Дзяржаўны гімн — гэта самы хвалюючы кожнае сэрца сімвал краіны, узвышаная песня пра народ. Мелодыя простая, добра запамінаецца.

Яшчэ ў старажытныя часы людзі, ахопленыя агульным пачуццём радасці, — падчас вялікіх святаў, перамог над ворагам ці пры пазбаўленні ад якой-небудзь павальнай хваробы, засухі, паводкі і пажараў, заканчэння сонечнага зацьмення — спявалі агульную песню ці, можа быць, малітву.

Гэтую ж песню яны спявалі, калі выпраўляліся ў паход на ворага, і песня яднала іх агульнай надзеяй і верай у сілы народа.

Прататыпам сучаснага гімна быў гімн Беларускай ССР.

Паэт Уладзімір Іванавіч Карызна (1938), лірык і песеннік, лаўрэат Дзяржаўнай прэміі, атрымаў перамогу ў конкурсе: ягонаму тэксту гімна, у якім выкарыставаны фрагменты ранейшага тэксту гімна, напісанага Міхасём Мікалаевічам Клімковічам (1899—1954), журы аддало перавагу.

Словы гімна павінен ведаць кожны змалку.

У Палажэнні аб Дзяржаўным гімне Рэспублікі Беларусь гаворыцца, што гімн з’яўляецца сімвалам дзяржаўнага суверэнітэту і выконваецца ў аркестравым, харавым, аркестрава-харавым ці ў іншым вакальным ці інструментальным варыянце.

Дзяржаўны гімн выконваецца ў адпаведнасці з зацверджаным тэкстам і музыкальнай рэдакцыяй (нотамі) пры ўступленні Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь на пасаду — пасля прынясення ім прысягі, пры адкрыцці і закрыцці сесій палат Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, пры сустрэчах і праводзінах афіцыйных дэлегацый замежных краін, пры ўшанаванні нашых спартсменаў-пераможцаў, у тым ліку і за мяжой, пры правядзенні воінскіх рытуалаў, а таксама з нагоды разнастайных урачыстасцей, прысвечаных дзяржаўным святам.

I калі гучыць галоўная песня краіны, слухаць яе трэба стоячы, прычым мужчыны абавязаны зняць галаўны ўбор. У вакальна-харавым варыянце выконвання неабходна праслухаць гімн ад пачатку да канца: усе тры куплеты. У аркестровым выкананні дапускаецца праслухванне толькі часткі гімна – адзін куплет і прыпеў. Пасля праслухвання не трэба пляскаць у далоні. Можна спакойна прысесці.

Няхай лунаюць над намі нашы слаўныя сцягі! Няхай асвятляе наш шлях Дзяржаўны герб краіны! Няхай гучаць заклікальныя словы і ўрачыстая музыка нашага велічнага гімна!

Мы, беларусы – мірныя людзі,

Сэрцам адданыя роднай зямлі,

Шчыра сябруем, сілы гартуем

Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 

Разам з братамі мужна вякамі

Мы баранілі родны парог,

У бітвах за волю, бітвах за долю

Свой здабывалі сцяг перамог!

 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 

Дружба народаў – сіла народаў –

Наш запаветны, сонечны шлях.

Горда ж узвіся ў ясныя высі,

Сцяг пераможны – радасці сцяг!

 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

свернуть
Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» (г. Брест)
ХАТЫНЬ Государственный мемориальный комплекс
поделиться в: